Котики должны оторжать реальность!
Два забавных рассказа русских писателей для детей, забылись, а сейчас вспомнились. Формально в одном есть кошка, так что я не промахнулась сообществом :)

"Воробьишко" (Максим Горький)

читать дальше

"Воробей" (Стихотворение в прозе, Иван Тургенев)

читать дальше

Нашлась подходящая к первой сказке картинка:

На самом деле это иллюстрация к сказке В.Бианки "Красная горка", тоже про воробьев, но она длинная и раньше мне не знакомая.

Про рассказы мне напомнила статья Святослава Логинова "О графах и графоманах, или Почему я не люблю Льва Толстого", если кому интересно.

@темы: ссылки, истории, рисунки, цитаты, дурашки, позитив, котячья нямка, флуд в комментах, мимими, птички

Комментарии
16.01.2025 в 19:31

If at first you don't succeed, destroy all evidence you tried.
– Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка
Полвека прошло, а я всё помню эту фразу! :D
16.01.2025 в 19:33

Ой, а я помню эти сказки!
16.01.2025 в 20:11

Котики должны оторжать реальность!
La grande muette, а я помню про "эх, бескрылый человек, у тебя две ножки" )) а как раз про мяаконького воробушка забыла!

Xanysja_13, канешна, мы все на них росли ) Я впервые прочла "Воробьишко" во взрослом возрасте - она реально милая и хорошо написана ))
16.01.2025 в 20:17

Котики должны оторжать реальность!
Мне еще вот это нравится: "Чив ли я?" ))
16.01.2025 в 20:19

daily_kitten, а почему второй рассказ - это стихотворение? Там же не только рифм нету, но и ни ритма, ни одной длины строк. Если с "Буревестником", например, сравнить - там ритм очень четкий.
16.01.2025 в 20:40

Котики должны оторжать реальность!
a-s-k-a, так стихотворение в прозе, это особый жанр. По-моему, Иван Сергеич как раз их больше всего написал. Ты помнишь же из школы про великий и могучий русский язык? Тоже стихотворение в прозе. Я тебе завтра дам краткий экскурс с филологической точки зрения, сегодня уже неспособна, увы.
А Буревестник не стих в прозе, а просто нерифмованный стих, так-то у него все признаки стиха есть, и размер, и вообще. Он даже не белый стих, но это мне опять же гуглить надо, завтра.
16.01.2025 в 20:41

Котики должны оторжать реальность!
Это, кстати, сродни вопросу, почему "Евгений Онегин" - роман в стихах, а не поэма. А "Руслан и Людмила" - поэма :)
16.01.2025 в 20:42

daily_kitten, о, какие тонкости. Я и не знала...
17.01.2025 в 18:47

а почему второй рассказ - это стихотворение?

Тоже интересно послушать.
20.01.2025 в 20:26

Котики должны оторжать реальность!
Xanysja_13, a-s-k-a, блин, у меня был тяжелый конец недели, и я забыла ) а теперь у меня тяжелое начало недели, простите! Постараюсь. Там думать надо, исессна.
20.01.2025 в 20:27

daily_kitten, да нам не к спеху. :no:
21.01.2025 в 18:32

Котики должны оторжать реальность!
Xanysja_13, так я опять забуду благополучно )) И мне тоже интересно, я вот не помню, чтобы на литературоведении во время обучения на филфаке обсуждали стихотворения в прозе.
21.01.2025 в 18:43

Котики должны оторжать реальность!
a-s-k-a, Xanysja_13, давайте сначала поясню про роман в стихах, потому что это обсуждали, и я помню :)
Пушкин неоценимо много сделала для русской литературы и русского языка, потому что он во многих областях был новатором. И "Евгений Онегин" был очень новаторским произведением для своего времени. Роман он потому, что тогдашние, да и более ранние поэмы все были фактически фэнтези, с мистикой, сказочными и всякими чудесными элементами. Собственно, пример - "Руслан и Людмила", типичная поэма. Или вот я очень люблю "Замок Смальгольм, или Иванов вечер" - это баллада Вальтера Скотта, блестяще переведенная Жуковским. Между балладой и поэмой достаточно много сходства, вдаваться не буду.
Ну, чтобы на окончательно запутать, иногда поэмой называется прозаическое произведение - Педагогическая поэма Макаренко, Мертвые души Гоголя, Москва-Петушки Ерофеева. Ну ок, хозяин барин, тут уже автор сам принимает решение.
Соответственно, Пушкин назвал ЕО романом в стихах, потому что речь там про совершенную современную Пушкину и его читателям реальность, даже без всяческой необычности и всяких романтических страстей, экзотических стран, жизни высшей аристократии и ты ды. ЕО - дворянин, конечно, но не высшего эшелона, не граф и не виконт. И написан этот роман в стихах очень простым для того времени бытовым русским языком дворянства и интеллигенции, без всякой возвышенности (опять же свойственной поэмам и балладам). "Пушкин просто гениально треплется," - писал, кажется, Тынянов, главный спец России по Пушкину. Этот подход был новаторским И для жанра романа, И для стихотворных форм того времени.
21.01.2025 в 19:12

Котики должны оторжать реальность!
Теперь про стихи.
Для начала рифма как таковая стихотворению совершенно необязательна, гораздо более важный признак стиха - это размер. Вот гекзаметры Гомера отличный пример, в том числе в шутке:
К объявлению "Здесь за углом продаются стальные решетки" кто-то приписал: "Их для дворца своего покупал шлемоблещущий Гектор" :lol:
Стихи с размером (ямб, анапест и т.д.), но без рифмы называются белыми стихами.

Понятие «безрифменный стих» более широкое, чем «белый стих».
Античные поэты писали стихи без рифм, но «белым стихом» их называть не принято.
Если белый стих гекзаметра и других античных размеров были приняты в русской книжной поэзии без спора, то белые стихи в других размерах не сразу привились в практике поэтов. Наиболее решительным защитником белого стиха в начале XXI в. был В. Жуковский. Его поддержали А. Пушкин, А. Кольцов, отчасти М. Лермонтов. Всплеск популярности белого стиха – конец XVIII — начало XIX вв. (особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах).

Современные "пирожки" и "порошки" тоже яркий пример ) Рифмы там нет, но это полноценные стихи, ящитаю ))

стих пирожок всегда без рифмы
а также без заглавных букв
в нём знаков препинанья нету
а есть лишь юмор ритм и ямб


онегин вы меня убили
сказал поэт и наземь пал
какой онегин бредишь что ли
я не онегин я дантес


В японской и китайской поэзии вообще нет размера в нашем понимании, уж не говоря про рифмы (недавно попадалось пояснение, почему в японской поэзии рифма не прижилась - из-за большого количества омофонов, то есть одинаково звучащих слов с разным значением - то же верно и для китайского), а есть определенное чередование слогов, я не спец, врать не буду.

Вообще, стих без жесткой композици в виде рифм, размера, количества слогов и ты ды называется верлибр, вольный стих, свободный стих. В русскую литературу он вошел только в начале 20 века (Михайил Кузмин и прочие).
Вот чудесный пример:
читать дальше

Технически это не слишком сильно отличается от стихотворений в прозе Тургенева, просто он записывал их без такого вот деления на строки. Но вики требует не путать стихотворение в прозе с верлибром, так как в верлибре ритмическая структура таки задана. Ну ок.
Родился этот жанр во Франции в эпоху романтизма, в России именно Иван Сергеевич Тургенев его любил и много писал стихов в прозе. Его перу принадлежит самое знаменитое русское стихотворение в прозе — «Русский язык», которое раньше учили в советских (и учат в российских) школах наизусть. Оно даже было признано самым коротким произведением русской классики (всего три предложения):
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Июнь, 1882
После Тургенева писали стихотворения в прозе Анненский, Василий Кандинский(внезапно, не знала, что он и стихи писал тоже) и другие.
Признаки стихотворения в прозе - краткость и лирический пафос. Вот как по мне, "Воробей" Тургенева все же на стыке, много тут признаков обычного рассказа с сюжетом и моралью. Д аи длинноват он для стихотворения в прозе. Но опять же, автор назвал его так - имеет право, в признаки стихотворения в прозе вполне укладывается.

:bravo:

Спасибо, что дали высказаться! Надеюсь, стало понятнее. Ежели нет, можно еще обсудить. Ну раз весь мой пост в принципе посвящен примерам из русской литературы, не вижу причин, почему бы нет. Не так часто мне удается поговорить о литературе в нынешнее время :)
21.01.2025 в 19:16

"Замок Смальгольм, или Иванов вечер"

Почему мне там слэш померещился? :alles:
21.01.2025 в 19:19

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Я это помню до сих пор! :yayy:
21.01.2025 в 19:20

Котики должны оторжать реальность!
Ой, еще шикарные пирожки на онегинскую тему:

онегин добрый мой приятель
родился на брегах невы
его маман была чудачкой
ещё б в неву пошла рожать

мой дядя самых честных правил
когда не в шутку занемог
писать стихи вдруг начал ямбом
в четыре строчки и без рифм

ну и просто жизненное:

зимой дороги убирают
под грязный снег и гололед
ну а когда зима проходит
дороги снова достают
21.01.2025 в 19:21

Котики должны оторжать реальность!
Xanysja_13, Почему мне там слэш померещился? :alles:
потому что он пажа сажает на колени? ну блин, паж там явно дитя совсем, что за педофильские измышления )
21.01.2025 в 19:27

Котики должны оторжать реальность!
Xanysja_13, молодец, возьми с полки пирожок :)
А я вот, как ни удивительно, нет. Зато я какое-то время помнила наизусть первую главу евгения онегина и могла ответить на каверзный вопрос, с каких строк начинается ЕО. Не со всем известного "Мой дядя самых честных правил", а:
отгадка
21.01.2025 в 19:30

daily_kitten, спасибо большое! Очень интересно, я всего этого не знала. Не помню, чтобы нам в школе что-то такое объясняли, но, может быть, оно прошло мимо меня. А еще былины есть - тоже странный вид литературы - с одной стороны, эпос и пафос, а с другой, ни рифмы, ни ритма, зато деление на строчки... И к какому виду/категории они относятся?
21.01.2025 в 19:33

И три раза он свистнул — и паж молодой
На условленный свист прибежал.«Подойди, мой малютка, мой паж молодой,
И присядь на колена мои

Ну, я не знааааа-юю... :lalala:

Зато я какое-то время помнила наизусть первую главу евгения онегина

Я Песнь о вещем Олеге. Всю. :alles:
21.01.2025 в 19:36

Котики должны оторжать реальность!
a-s-k-a, господь с тобой, в школе этим голову никому не забивают, я ходила на курсы подготовки в вуз, и у нас было расширенное изучение литературоведения, очень много подобных интересных нюансов. Соответственно, я сама много читала литературоведов, того же Тынянова, для подготовки к вступительным экзаменам на филфак - больше для сочинения, чтобы уметь раскрыть всякие темы типа "Психологизм в произведениях Толстого" и прочее. Отдельно литературоведение было уже на филфаке, но с полгода всего, а дальше мы делились по специализации на литературоведов и лингвистов, я выбрала лингвистику, но отличия в учебной программе уже не помню. Больше, видимо, языкознания и истории языка, штоле.

В былинах как раз есть ритм, размера нет. Они как раз родственны гекзаметру, который пришел из народной эпической поэзии, так как такая форма облегчала запоминание и исполнение.
А, точно, я ж хотела жанр Слова о полку Игореве посмотреть.
21.01.2025 в 19:39

Котики должны оторжать реальность!
Текст «Слова…» ритмизован, но природа ритмизации и жанровая принадлежность самого произведения остаются неясными, а часто встречающееся в литературе определение «поэма» очень условно. «Слово» сочетает элементы «славы» и плача, фольклорные образы, христианские и языческие элементы.

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Тони́ческое стихосложе́ние, или акце́нтная систе́ма, — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.

Интересно, что сам термин "былина" совсем не древний. Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
21.01.2025 в 19:43

Котики должны оторжать реальность!
онегин добрый мой приятель
а пугачёв приятель злой
дубровский в твиттере фоловер
а ленский во френдах в жж

***

печь женя пирожки пытался
но ожидал его провал
не мог он ямба от хорея
как мы ни бились отличить

***

служив отлично благородно
долгами жил его отец
а сын не отстает от батьки
квартиру в ипотеку взял

***

мы все учились понемногу
чему нибудь и как нибудь
о сколько нам открытий чудных
готовит сессия сейчас
21.01.2025 в 19:47

Котики должны оторжать реальность!
Xanysja_13, Ну, я не знааааа-юю... :lalala:
Малютка! Младенец! (это в те времена необязательно значило ребенка 1-2 лет). ну и ты еще задумайся, кто бы парня в возрасте полового созревания приставил прислуживать своей жене? ))

Я Песнь о вещем Олеге. Всю.
:vo:
21.01.2025 в 20:05

daily_kitten, пирожки прелесть! :D
21.01.2025 в 20:08

daily_kitten, меня в былинах зацепило, что там вместо слова "млад" почти везде было "блад", откуда я сделала вывод, что женщина легкого поведения изначально это просто "молодуха", "молодая".
21.01.2025 в 20:14

Котики должны оторжать реальность!
a-s-k-a, не поняла?
По-моему, у слова на б... другое происхождение. недавно прям где-то попадался обзор про шалаву, стерву и прочее, в ЖЖ, наверное.
"блад" вместо "млад" мне никогда не попадалось. Вот есть "конь блед", в смысле бледный/белый (хотя необязательно белый, там опять же разные версии), но это другое совсем.
22.01.2025 в 03:45

daily_kitten, да я сама очень удивилась. Но книга былин была советского производства, брала в библиотеке дцать лет назад...
Там было что-то типа "Алеша Попович блад отправился..." - ну как-то так.